Охрана труда на производстве: внутренний контроль по безопасности труда

Тема охраны труда на предприятии, с одной стороны, не должна вызывать вопросов, поскольку существуют законодательные акты, регулирующие отношения между сотрудником и работодателем. В то же время нередки случаи, когда сами работники игнорируют правила безопасности, либо работодатель экономит на обеспечении средств защиты. Кроме того, работников волнует и вопрос: кто несет ответственность за несчастные случаи на рабочем месте и могут ли они претендовать на компенсацию, если к ухудшению здоровья привели условия труда. Это не все вопросы, касающиеся охраны труда, и основные мы рассмотрим в статье.
Главный закон, который регулирует все отношения между работодателем и сотрудником, изложены в Трудовом кодексе Республики Казахстан. Конкретно его пункт 2 статьи 201 кодекса гласит, что за работодателем закреплена задача внутреннего контроля за безопасностью и охраной труда. Это делается для того, чтобы соблюдать установленные требования по безопасности и охране труда на рабочих местах, а в случае выявления нарушений — принимать решения по их устранению.

Внутренний контроль по безопасности и охране труда — это целый комплекс организационных функций. К ним относятся:

  • создание и внедрение системы управления охраной труда
  • наблюдение за условиями труда и их состоянием
  • оперативный анализ данных, которые собираются во время производственного контроля
  • оценка рисков и принятие мер по ликвидации тех несоответствий, которые были обнаружены работодателем

Должен ли работодатель организовать службу безопасности и охраны труда

Согласно пункту 1 статьи 202 Трудового кодекса Республики Казахстан, если на производстве работает более 50 сотрудников, работодатель должен создать службу безопасности и охраны труда. Делается это с целью осуществления контроля внутри предприятия за тем, как соблюдаются требования безопасности и охраны труда. Если на предприятии работают менее 50 человек, то работодатель обязан ввести должность специалиста по безопасности и охране труда.

Служба безопасности и охраны труда находится в подчинении непосредственно первого руководителя организации, в некоторых случаях — уполномоченному лицу. Первый руководитель назначает руководителя службы безопасности.

Типовое положение о службе безопасности и охраны труда в организации, утвержденное Министром здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года №1020 (п.1, п.п. 2) гласит, что созданная служба безопасности и охраны труда должна взаимодействовать с органами государственной инспекции труда, надзора и контроля, со структурными подразделениями и специалистами организации и с представителями работников, а также с общественными инспекторами по охране труда организации.

Подытожив, можно сказать, что создание специальной службы или введение должности специалиста по безопасности и охране труда — обязанность работодателя.

Какие права и обязанности службы безопасности и охраны труда

Права и обязанности службы прописаны в Трудовом кодексе Республики Казахстан. В частности, согласно статьи 202 пункта 4, служба или специалист по безопасности и охране труда имеют право:

  • беспрепятственно посещать и осматривать производственные, бытовые и другие помещения
  • контролировать, как разрабатываются и выполняются профилактические мероприятия, направленные на создание безопасных и здоровых условий труда, предупреждение травматизма на рабочем месте и профессиональных заболеваний
  • если были обнаружены нарушения, служба имеет право выдавать работникам предприятия указания о принятии мер по устранению нарушений

Согласно пункту 5 статьи 202 кодекса, служба или специалист обязаны:

  • проводить ежемесячный анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятии
  • разрабатывать мероприятия по предупреждения производственных травм и распространения профессиональных заболеваний
  • организовывать обучение и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда среди работников предприятия
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на предприятии, в частности обеспечивать соблюдение порядка расследования

Что делать, если на предприятии нет службы или специалиста безопасности и охраны труда?

Охрана труда на предприятии, как мы уже говорили выше, должна основываться на четкой системе, которая прописана в Трудовом кодексе. Отсутствие службы безопасности и охраны труда на предприятии — административное правонарушение. Собственно, это прописано в части 1 статьи 93 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Если нарушение выявлено впервые, предприятие получает предупреждение. При повторных выявления предприятию грозит штраф:

  • некоммерческие организации и субъекты малого предпринимательства платят штраф в размере 40 месячных расчетных показателей (МРП). МРП на 2018 год составляет 2405 тенге.
  • субъекты среднего предпринимательства — штраф в размере 60 МРП
  • субъекты крупного предпринимательства — штраф в размере 120 МРП

Программа обучения по охране труда: кто обязан контролировать процесс?

Согласно 317 статье (пункт 1) Трудового кодекса Республики Казахстан, работодатель должен проводить обучение и подготовку работников по безопасности и охране труда и проверять знания сотрудников и ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда лиц.

Работники не платят за обучение и периодические проверки знаний, все оплачивается работодателем за счет собственных средств. Но за работодателем остается право самостоятельно установить:

  • список сотрудников, которые будут проходить проверку знаний
  • составить перечень работ и профессий, по которым будет проводиться обучение
  • порядок и форму обучения

Порядок обучения и проверки знаний среди сотрудников предприятия

Обучение и проверка знаний должны проходить не реже одного раза в год. О предстоящей проверке знаний сотрудники предприятия должны быть уведомлены не позднее, чем за 30 дней до ее начала.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2011 года № 1225 «Об утверждении Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников» (пункт 2, подпункт 6) гласит, что обучение на предприятии проводит работодатель совместно с приглашенными специалистами, опытными инженерно-техническими работниками и службой безопасности и охраны труда предприятия.

Обучение (охрана труда) обязательно должно проводиться с учетом специфики конкретного предприятия — и теоретическая, и производственная части утверждаются руководителем.

Каждый сотрудник, который успешно прошел проверку знаний, выдается удостоверение по проверке знаний, правил, норм, инструкции по безопасности и охране труда. В некоторых случаях выдается выписка из протокола заседания экзаменационной комиссии.

Если работник получил неудовлетворительную оценку, его отправляют на повторную проверку. Проводится она не позже, чем через месяц после первой. В этот срок сотрудник не допускается к самостоятельной работе — безопасность труда стоит на первом месте.

Ответственность работодателя за неисполнение требований по обучению и проверке знаний

Как и в случае с отсутствием службы безопасности и охраны труда, здесь при неисполнении требований Трудового кодекса работодателю грозит административная ответственность. Первый зафиксированный факт неисполнения требований по проведению обучения и проверки знаний влечет предупреждение для работодателя.

При повторном правонарушении в течение года после предупреждения предприятию уже грозит штраф:

  • для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций — 40 МРП
  • для субъектов среднего предпринимательства — 60 МРП
  • для субъектов крупного предпринимательства — 120 МРП

Нужно ли работодателю заключать договоры страхования?

С 1 июля 2005 года в Казахстане введен в действие Закон «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей». Он говорит о том, что если работник получил травму, увечье, либо на предприятии произошел несчастный случай, в результате которого работник пострадал (потерял трудоспособность, умер) и в этом нет вины самого работника, то вред должен быть возмещен. Размер вреда определяется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Республики Казахстан.

И работник, и его семья могут претендовать на возмещение морального вреда в результате несчастного случая.

Вообще страхование позволяет избежать конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть между работодателем и работником. Кроме того, оно может защитить имущественные интересы работодателя, поскольку последний обязан компенсировать вред, причиненный здоровью сотрудника. Страховой договор — это еще и способ мотивации для сотрудников.

Данный вид страхования обязателен для всех работодателей, кроме государственных учреждений. Застрахованными должны быть все категории работников без исключения, но для каждого из них установлен определенный тариф для исчисления страховых выплат.

Спорным вопросом оставалось страхование внештатных сотрудников. Поскольку трудовое законодательство не предусматривает такого понятия, так как обычно внештатные сотрудники не оформляются документально согласно Трудовому кодексу, трудовые отношения все равно считаются возникшими с того дня, как только сотрудник приступил к работе. Следовательно, работодатель обязан оформить страховку и на внештатного сотрудника, потому что формально он является работником организации. Иначе на работодателя накладывается такая же административная ответственность, как и в случае с отсутствием страховок у штатных сотрудников.

Обратная связь